Многолетний
опыт работы над проектной деятельности показал, что не все ученики могут
выполнить проекты. Организуя учебное проектирование, я
осуществляю индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся. Для
этого использую различные по уровню сложности проектные задания. Их можно
подразделить на несколько групп: 1. репродуктивные задания на воспроизведение
по образцу; 2. поисковые задания связаны с отысканием сведений, фактов,
объектов; 3. логически- поисковые задания, как правило, связаны с
усовершенствованием конструкции уже известных объектов; 4. творческие задания
направлены на создание новых объектов.
Рекомендуя ученику или группе
учащихся тему учебного проекта, нужно
иметь в виду совокупность элементарных действий, которые предстоит выполнить. В
общем виде она определяется формулой:
З
= mР + lП + mЛП+ nТ,
где Р – элементарное репродуктивное
действие; П –
поисковое; ЛП –
логически-поисковое; Т –
творческое; k, l, m, n – коэффициенты
(1. 2. 3...), обозначающие число элементарных действий. Используя их как кубики
и задав значения коэффициентов, по приведенной формуле можно конструировать
задания различного характера и сложность. Например, для слабых учеников
составляю задания по формуле 1Р, 2Р; для
тех, кто посильнее, - по формуле 1Р + 1П, потом 1Р + 2П, 2Р + 2П ит.д. Для тех,
у кого появилась потребность к творчеству – 1Р + 1Т, 1Р + 2Т и т.д., для еще
более сильных и самостоятельных – 1Т, 2Т. 3Т и т.д. После приобретения
определенных навыков учащимся предлагаю комплексные задания, по формуле,
включающим больше число шагов, например:
1Р + 1П + 1Т, 1Р + 2П + 2Т. С помощью данной формулы одно и то же по
конечному результату задание можно сделать простым, средней сложности, и
сложным.
По моему мнению, учебным
проектированием должны заниматься все учащиеся, начиная с пятого класса, они как правила образуют микрогруппы с
определенной структурой взаимоотношений и распределением ролей. При этом можно
выделить несколько основных принципов организации творческого коллектива:
принцип гетерогенности, неоднородности коллектива по уровню сформированности
творческих способностей, согласно которому среди членов микрогруппы
распределяются обязанности (руководитель,
генератор идей, эксперт, исполнитель и т.д.) принцип совместимости
членов коллектива; принцип соответствия индивидуальных возможностей выполняемым
функциям в коллективе; принцип перманентности (непрерывности) творческого
роста; принцип максимального контроля и максимальной взаимопомощи; принцип
права каждого на успех и на ошибку; принцип морального и материального
стимулирования. Важно своевременно выявить склонность учащегося к определенному
виду деятельности, выполнению конкретных объектов труда.
Я считаю, что основная задача
учителя при организации проектной деятельности – добиться возможной
самостоятельности на каждом из этапов работы над творческим проектам,
также занятия по учебному проектированию
можно организовать по – разному. Важно, чтобы они способствовали реализации
индивидуального и дифференцированного подходов к организации педагогического
процесса. За учителем остается право на выбор наиболее рациональных в
конкретной ситуации форм занятий и построения их эффективной системы.
Приветствую потребность ученика в
создании своих творческих проектов. Он
чувствует себя творцом. Он верит в себя, в свои возможности. А результат –
РАДОСТЬ.
Таким
образом, образовательная область «Технология» при ее умелом освоении, помогает снять с многих
подростков ярлык «второсортности» создать комфортную среду в триаде «ученик – учитель – родители», сформировать в будущем полноценное общество
реально мыслящих людей.
Достоинства метода проекта
·
Учащиеся
видят свой конечный результат, который они сделали своими руками, вложили свою
душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками
возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно.
·
Ведение
уроков методом проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и
способности учащихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить деловые
качества работника нового типа.
·
Профессиональное
самоопределение – именно при выполнении творческого проекта учащиеся
задумываются над вопросом: на что я способен, где применить свои знания, что
надо успеть сделать и чему научиться.
· При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащегося по их реальным возможностям.
· Помогает адаптировать в условиях конкуренции.