Среда, 27.11.2024, 20:30
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт учителя технологии Кудряшова В. И.

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Совместная творческая деятельность ученика и учителя в проектировании

В образовательной области "Технология" наиболее продуктивным являются проектные творческие технологии обучения,  способствующие оптимизации учебного процесса и повышающие эффективность обучения. За много лет работы в школе на собственном опыте убедился, какими большими возможностями обладает наш предмет для развития у детей творческого начала. Можно ли и нужно ли руководить творчеством детей, можно ли вмешиваться в их творчество? Правильно было бы поставить вопрос, так: какие функции и когда должен брать на себя и передавать ребенку взрослый в совместной деятельности? Творчество школьника по самой природе своей – деятельность кооперативная – с взрослым, она просто не может осуществляться без участия наставника. В детском творчестве характеристикой является самостоятельность. Дело в том, что школьное творчество нельзя рассматривать как нечто готовое, где роль учителя только в том, чтобы регистрировать продукт творчеств.

   С точки зрения психологов, творчество проявляется при самостоятельном решении человеком новых для него задач. Деятельность учащихся может быть названа творческой, если ее результатом является продукт, обладающей не только объективной, но и субъективной  новизной.  Необходимо помнить, что путь к объективно новым изобретениям, открытиям лежит через субъективно новое.

   Организуя творческую деятельность учащихся в процессе выполнения ими проектов, учитель обязательно должен учесть, что:

·        работа над творческим заданием должна быть логическим продолжением процесса углубленного овладения учебным материалом;

·         информация, усваиваемая при разработке проектов, может быть понята, если она опирается на ранее усвоенный программный материал;

·         темы учебных проектов должны иметь явно выраженную практическую и социальную значимость и вызывать у школьников положительные эмоции. Ведь между эмоциональным и творческим развитием индивида существует определенная связь.        

 +Э = П (Н – И)

    где Э – эмоция,  П – потребность в решении творческой задачи,                        Н – информация, прогностический необходимая для решения задачи,                 И – информация, которая имеется у учащихся к началу работы. Это означает, что предлагаемые учащимся темы должны заключать в себе психологическую трудность, стимулирующую приобретение новых знаний  способствующую возникновению положительных эмоций и социально ценных мотивов.

  Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода на уроках технологии эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от индивидуальных проектов к групповым и коллективным.

   В целом в проектной деятельности  школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

- мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
- планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
- информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
- рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

   Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме:

1-й этап      УЧИТЕЛЬ ученик

2-й и 3-й этапы    учитель УЧЕНИК

Последний этап    УЧИТЕЛЬ ученик

    Как видно из схемы, роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

   Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? Прежде всего,  начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта. Тема учебного плана и тема проекта – это разные темы. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть посещение музея, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна.

   Главнейший основополагающий принцип метода проектов,   – исходить из интересов самого ребенка, детских интересов сегодняшнего дня, непосредственно связанных с текущими практическими и духовными нуждами самих детей, их близких, общества. Какую же ценность представляет этот метод, каковы пределы его применения в школе? В педагогической практике доминируют два пути подготовки детей к жизни: косвенный, через познание основ наук в школе, со всеми ее атрибутами (режимом, воспитательными и образовательными средствами и т.п.) и другой – прямой путь, путь непосредственного участия в решении жизненных проблем.

   Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.

 Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников способствует развитию творческого потенциала учащихся; проведению самостоятельных исследований; принятию решений; развитию умений работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда; проведению экономической и экологической оценок процесса и результатов труда; формирует привычку к анализу потребительских, и технологических ситуаций.

    На первом этапе погружения в проект учитель очерчивает проблемное поле. Из проблемы проекта, полученной в результате проблематизации, вытекают цель и задачи проекта. Задачи проекта – организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта. Таким образом, погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся.

   На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Оно может быть параллельным или последовательным.

    После того как спланирована работа, пора действовать. И это уже третий этап. Здесь учитель становится консультантом и наблюдателем. Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель на контроле: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности.

    Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и сточки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать прежде всего, причем доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. На этапе презентации учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.

 Поскольку способности учащихся различны, важно проводить дифференцированное обучение. Предположим весь класс выполняет один проект. Способные дети могут провести больше исследований, рассмотреть более широкий диапазон первоначальных идей, сделать более сложное изделие и более полно спланировать свою работу. Менее способные учащиеся острее нуждаются в помощи учителя во время выполнения проекта.

Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей