Четверг, 28.03.2024, 16:39
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт учителя технологии Кудряшова В. И.

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Инновационный опыт учителя

Один из существенных недостатков традиционной педагогики – интенсивное засилье вербальных (словесных) методов обучения, 11 лет в школе, в среднем 4 года в профессиональных учебных заведениях граждане России ведут, в основном, сидячий образ жизни, пассивно формируя свои знания и умения. При такой системе обучения всякое природное начало – активная деятельность, творчество, самостоятельность – угаснут, что сейчас и проявляется у значительной части россиян.

   Образовательная область «Технология» на основе проектного метода обучения предполагает не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. Пройдут годы, и сегодняшние школьники создадут новые материалы и прогрессивные технологии. Им-то и предстоит возродить былую славу и гордость России.

    Проектная деятельность – это поиск, разработка, передача идей:  поисковый метод, метод экспериментов, исследовательский метод, реализация теории в практическую деятельность, подведение итогов.

  На первом этапе все предстоящие действия проектируются учащимися в теоретическом виде с обязательным выявлением возможных проблем и противоречий и с разработкой вариантов их преодоления.  

   Использование в  работе   проектные методы обучения,  которые способствуют раскрытию творческого потенциала, обеспечивают развитие и саморазвитие личности школьника. Наибольшую ценность имеют работы исследовательского характера, проводимые  с учащимися, как на уроках, так и во внеурочной работе, способствующие формированию аналитических навыков, умения работать с первоисточниками. Все это позволяет повышать не только качество знаний учащихся и их интерес к предмету, но и развивать индивидуальные способности школьников.

   Учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения. Цель - развитие активной  творческой личности, способной самостоятельно приобретать новые знания и умения. Мотивы -   радость творчества, самосовершенствование, уверенность в себе, получение новых знаний и умений. Методы - преобладание активных методов: - проблемная, - эвристическая беседа, - диспут,- совместный поиск, - методы активизации  творческого мышления. Формы организации занятия – групповые и индивидуальные:- самостоятельная исследовательская работа, - дискуссия,- «мозговой штурм»,- консультация. Функции учителя – организация, координация и активизация творческого процесса, решение учащимися проблем, познавательных и практических задач. Функции учащихся – освоение способов приобретения знаний, овладение умениями по мере необходимости, совершенствование себя и окружающего мира. Статус учителя – помощник, советчик, консультант, старший друг.  Результат – развитая творческая личность, способная самостоятельно приобретать знания и умения, применять их в новой ситуации.

  Формирование положительной «Я – концепции». (Ученик учится сам, а учитель осуществляет всестороннее управление его учением, т.е. мотивирует, организует, координирует, консультирует).

   Трудовая подготовка учащихся, долгие годы существовавшая в российских школах, имела как положительные, так и отрицательные стороны.

     1.Интерес учащихся к трудовому обучению был невысок, так как не был связан с потребностями и склонностями учащихся.

   2.Мотивация школьников к предметно-преобразующей деятельности на уроках трудового обучения находилась на низком уровне, потому что учащиеся не видели социальной и личностной значимости своего труда.

  Традиционные формы и методы организации трудового обучения не вовлекали школьников в исследовательскую деятельность, наиболее для них привлекательную. Планируя процесс обучения, решает, какие навыки полезны, а учителя обучают школьников, у которых нет выбора, чему и как учиться.                Такой подход можно считать односторонней передачей знаний:

     учитель учит – ученик  учится;

     учитель говорит –  ученик слушает;  

     учитель активен –   ученик пассивен;

     учитель субъект обучения – ученик объект обучения;

    учитель думает – ученик воспроизводит знания, получаемые в   готовом      виде

    При использовании метода проектов в технологическом обучении школьники включаются в творческую деятельность. Отношения учитель – ученик в корне меняются:

ученик   определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом;

ученик открывает новые знание – учитель рекомендует источники   знаний;

ученик  активен – учитель создает условия для проявления активности;

ученик  субъект обучения – учитель партнер;

ученик  выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора

     Важная проблема для педагога – показать учащимся творческое содержание интересующих их профессий, так, как школьники должны осознавать необходимость социального творчества во всех сферах трудовой деятельности.     Совокупность применяемых мной форм, методов и приёмов обучения даёт положительный результат, о чём можно судить по позитивной динамике успеваемости в классах, в которых я преподаю технологию и по результатам олимпиад, конкурсов и выставок.

     В целом повышается уровень знаний учащихся, а также интерес к предмету;

·        возрастает уровень самостоятельности;- побуждается интерес учащихся к созданию проектной деятельности, увеличивается количество учащихся, поступающих в ВУЗы; - результаты на городских, республиканских и всероссийских олимпиадах по технологии; - ежегодное участие в  научно-практической конференции,  конкурсах.

Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей