Один
из существенных недостатков традиционной педагогики – интенсивное засилье
вербальных (словесных) методов обучения, 11 лет в школе, в среднем 4 года в
профессиональных учебных заведениях граждане России ведут, в основном, сидячий
образ жизни, пассивно формируя свои знания и умения. При такой системе обучения
всякое природное начало – активная деятельность, творчество, самостоятельность –
угаснут, что сейчас и проявляется у значительной части россиян.
Образовательная область «Технология»
на
основе проектного метода обучения предполагает не только «разбудить»
дремлющие
творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. Пройдут
годы, и сегодняшние школьники создадут новые материалы и прогрессивные
технологии. Им-то и предстоит возродить былую славу и гордость России.
Проектная деятельность – это поиск,
разработка, передача идей: поисковый
метод, метод экспериментов, исследовательский метод, реализация теории в
практическую деятельность, подведение итогов.
На первом этапе все предстоящие
действия проектируются учащимися в теоретическом виде с обязательным выявлением
возможных проблем и противоречий и с разработкой вариантов их преодоления.
Использование в работе
проектные методы обучения,
которые способствуют раскрытию творческого потенциала, обеспечивают
развитие и саморазвитие личности школьника. Наибольшую ценность имеют работы
исследовательского характера, проводимые
с учащимися, как на уроках, так и во внеурочной работе, способствующие
формированию аналитических навыков, умения работать с первоисточниками. Все это
позволяет повышать не только качество знаний учащихся и их интерес к предмету,
но и развивать индивидуальные способности школьников.
Учебный процесс по методу проектов
существенно отличается от традиционного обучения. Цель - развитие
активной творческой личности, способной
самостоятельно приобретать новые знания и умения. Мотивы - радость творчества, самосовершенствование,
уверенность в себе, получение новых знаний и умений. Методы -
преобладание активных методов: - проблемная, - эвристическая беседа, - диспут,-
совместный поиск, - методы активизации
творческого мышления. Формы организации занятия – групповые и
индивидуальные:- самостоятельная исследовательская работа, - дискуссия,- «мозговой штурм»,- консультация.
Функции учителя – организация, координация и активизация творческого
процесса, решение учащимися проблем, познавательных и практических задач. Функции
учащихся – освоение способов приобретения знаний, овладение умениями по
мере необходимости, совершенствование себя и окружающего мира. Статус
учителя – помощник, советчик, консультант, старший друг. Результат – развитая творческая личность,
способная самостоятельно приобретать знания и умения, применять их в новой
ситуации.
Формирование положительной «Я – концепции».
(Ученик
учится сам, а учитель осуществляет всестороннее управление его учением, т.е.
мотивирует, организует, координирует, консультирует).
Трудовая подготовка учащихся, долгие
годы существовавшая в российских школах, имела как положительные, так и
отрицательные стороны.
1.Интерес учащихся к трудовому
обучению был невысок, так как не был связан с потребностями и склонностями
учащихся.
2.Мотивация школьников к
предметно-преобразующей деятельности на уроках трудового обучения находилась на
низком уровне, потому что учащиеся не видели социальной и личностной значимости
своего труда.
Традиционные формы и методы организации
трудового обучения не вовлекали школьников в исследовательскую деятельность,
наиболее для них привлекательную. Планируя процесс обучения, решает, какие
навыки полезны, а учителя обучают школьников, у которых нет выбора, чему и как
учиться. Такой подход можно считать
односторонней передачей знаний:
учитель учит – ученик учится;
учитель говорит
– ученик слушает;
учитель активен
– ученик пассивен;
учитель субъект
обучения – ученик объект обучения;
учитель думает – ученик
воспроизводит знания, получаемые в
готовом виде
При
использовании метода проектов в технологическом обучении школьники включаются в
творческую деятельность. Отношения учитель – ученик в корне меняются:
ученик определяет цель деятельности – учитель
помогает ему в этом;
ученик открывает
новые знание – учитель рекомендует источники знаний;
ученик активен – учитель создает
условия для проявления активности;
ученик субъект обучения – учитель партнер;
ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию
результатов выбора
Важная проблема для педагога –
показать учащимся творческое содержание интересующих их профессий, так, как
школьники должны осознавать необходимость социального творчества во всех сферах
трудовой деятельности. Совокупность
применяемых мной форм, методов и приёмов обучения даёт положительный результат,
о чём можно судить по позитивной динамике успеваемости в классах, в которых я
преподаю технологию и по результатам олимпиад, конкурсов и выставок.
В целом
повышается уровень знаний учащихся, а также интерес к предмету;
·
возрастает
уровень самостоятельности;- побуждается интерес учащихся к созданию проектной
деятельности, увеличивается количество учащихся, поступающих в ВУЗы; -
результаты на городских, республиканских и всероссийских олимпиадах по
технологии; - ежегодное участие в
научно-практической конференции,
конкурсах.